Архіў навінаў - Пелищенская СШ
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Архіў навінаў

11.12.17

Равный обучает равного

«Равный обучает равного»

в Пелищенской школе

 

   Современная школа серьёзное внимание уделяет профилактике здорового образа жизни. Пелищенская средняя школа не исключение. Все мы (педагоги, родители) желаем своим детям быть здоровыми, умными, счастливыми. Но когда за окном шагает по планете XXI век, с новейшей компьютеризацией, с новинками, за которыми мы что не успеваем следить, с новшествами, которые так искушают молодое поколение, умеем ли мы донести до них, как важно жить в гармонии со своей совестью и здоровьем, как важно беречь это здоровье, чтобы жизнь была счастливой и полноценной?

   Мы, педагоги и родители, придумываем много различных программ, мероприятий, чтобы донести детям и молодёжи информацию о вреде курения, наркотиков, спайсов, о заражении ИППП, ВИЧ-инфекциях, правонарушениях, беременности несовершеннолетних. Но всегда ли наши дети слышат нас? Не бывает ли так, что все усилия педагогов заканчиваются не так, как хотелось бы. Да и не все семьи уделяют этим проблемам должного внимания. Одни не видят в этом никаких проблем, другие считают, что их дети и так понимают важность вопроса, а третьи вообще говорят, что  это  роль исключительно школы.

   Вот здесь на помощь и приходит стремительно набирающий  популярность во всём мире принцип «Равный обучает равного». Ведь согласитесь, что бывают ситуации,  когда информация, полученная от взрослого,  воспринимается как нотация, нравоучение, и вызывает эффект, обратный ожидаемому. Но когда та же информация исходит от сверстника, она вызывает интерес и желание вникнуть в  сущность проблемы.

   Принцип «Равный обучает равного»  очень хорошо зарекомендовал себя в плане реакции на проблемы, связанные с профилактикой  ВИЧ-инфекции, а также пропагандой здорового образа жизни. Через более доверительное общение сверстников информация о вредных привычках  быстрее находит  понимание и желание более подробно разобраться в этих вопросах.

   Подготовленные волонтёры при помощи тренингов, акций, бесед, консультаций стараются донести до своих сверстников проблемные моменты и найти правильный подход.

   В Республике Беларусь принята концепция “Реализация принципа «Равный обучает равного»” в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь».  Изучив этот документ, находим в нём информативные основы, цели, задачи, методы и формы обучения.

   В Пелищенской средней школе в 2017/2018 учебном году начал  свою работу факультатив «Равный обучает равного». Волонтёры на первых занятия изучали, на чём же основан этот принцип и как он действует.

   Как оказалось, методами обучения этого принципа является интерактивный метод, дебаты, мозговые штурмы, беседы, методы анализа историй и ситуаций, дискуссии, творческие конкурсы – одним словом, всё то, что интересно учащимся. Преимущество состоит в том, что тренинги проводятся в небольших группах, где каждый будет услышан, каждый имеет право на своё мнение, а также конфиденциальность, когда ребята знают, что любая информация личного характера не обсуждается за рамками коллектива по окончании тренинга.

   В рамках проведения недели профилактики СПИД в нашей школе прошёл первый тренинг «Равный обучает равного». В процессе подготовки к проведению мероприятия волонтёры (учащиеся 9 класса) изучили разный материал, в процессе чего сами приобрели навыки, важные для дальнейшего личного развития.

   Учащиеся 10,11 классов, с которыми проводилась профилактика, активно принимали участие в играх, упражнениях, беседах. В конце, подводя итоги, ребята обменивались мнениями, рассказами, что нового узнали, что вспомнили. Волонтёры-инструкторы стали для сверстников авторитетными лицами, способными донести информацию, нужную и важную.

   Таким образом, принцип «РОР» является уникальным, так как это образовательная деятельность, которую сегодня способны осуществлять сами подростки среди сверстников.

   Впереди у волонтёров из Пелищенской школы много работы, много тем для изучения и обучения, поэтому я желаю им стать моделью поведения, постепенно приобретая навыки волонтёра-инструктора, заниматься самообразованием, быть примером для подражания.

 

Галина Мицкевич, педагог-консультант, педагог-организатор Пелищенской средней школы