Учитель остается учителем, пока он учится.
К. Ушинский
Люди учатся всю жизнь. По данным социологов, 20 % своих знаний они получают через формальное индивидуальное обучение в ссузах, вузах, на курсах повышения квалификации, семинарах. Остальные 80 % знаний и, что самое главное, опыт они получают через неформальное обучение на своем рабочем месте, а также при взаимодействии с другими людьми.
Сегодня многие школы осознают тот факт, что все-таки основная часть индивидуального обучения происходит в стенах самой школы, на рабочем месте учителя. Для этого и существует методическая служба. В современной школе методическая служба представляет собой многоуровневую структуру различных видов и форм работы по обучению и развитию кадров.
На какой же конечный результат должна быть направлена эта деятельность?
– На формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества.
– На создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности.
– На повышение методического мастерства учителя.
– На активное участие в управлении качеством педагогов.
– На аттестацию учителей на более высокую квалификационную категорию.
– На повышение качества образовательного процесса; на повышение качества знаний учащихся.
– На создание банка инновационных идей и технологий.
– На разработку творческих авторских программ.
Поэтому методическая служба должна создать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. Есть своего рода точка отсчета: не срабатывает методическая служба, и это соответствующим образом отзывается на профессиональном уровне учителя. В связи с этим необходимо осуществлять поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы.
Формы методической работы:
– диспут, дискуссия;
– педсовет, методсовет;
– организация методического дня, недели;
– творческий отчет;
– конкурсы;
– фестиваль педагогических идей;
– деловая игра;
– “круглый стол”;
– педагогический консилиум;
– презентация;
– аукцион;
– мозговой штурм;
– эксперимент;
– творческая стажировка;
– доклады, выступления;
– семинары, семинары-практикумы;
– обсуждение проблем;
– научно-практические конференции;
– самообразование, самоотчеты;
– выставки, смотры;
– анкетирование;
– наставничество;
– мастер-классы;
– творческие группы;
– предметные и межпредметные МО;
– методические оперативки;
– психолого-педагогические чтения;
– микроисследование;
– методические консультации;
– защита авторских проектов и разработок;
– кафедры;
– совещание при директоре;
– конференции;
– научно-исследовательские лаборатории.
В книге В. М. Лизинского “О методической работе в школе” описаны и сгруппированы более 40 различных форм.
От чего же зависит эффективность перечисленных форм работы?
Прежде всего, от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив и, конечно, от уровня развития коллектива.
Ежегодно составляя план учебно-воспитательной работы, администрация ставит ряд конкретных целей и задач, над которыми будет работать коллектив.
Предположим, что одна из них – повышение уровня образованности педагогического коллектива. Какие формы методической работы будут наиболее эффективны?
– Семинары, семинары-практикумы
– Организация методического дня, недели
– Методические консультации
– Психолого-педагогические чтения
– Анкетирование
– Методические оперативки
– Предметные и межпредметные МО
– Доклады, выступления.
И особую роль будет играть самообразование учителя как одна из важнейших форм методической работы.
Главный эффект самообразования – это сокращение или поддержание высокого интеллектуального и физического уровня.
Отечественный классик НОТ П. М. Керженцев в качестве одного из принципов самообразования определил ясность и конкретность цели. Когда появляется цель, то обычно в письменном виде составляется план – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. В организации самообразования фактор времени играет весьма значительную роль:
– если интерес человека направлен в сторону повышения своей компетенции, то время на него находится;
– если самообразовательная мотивация низкая, то времени на него нет или не хватает.
Поэтому одним из важнейших признаков является наличие хорошо работающей системы методической работы, способствующей стимулированию самообразования педагогов и обеспечивающей их профессиональные устремления. Формы самообразования в рамках методической работы могут быть следующими:
– общение с высококлассными учителями, мастерами своего дела;
– решение конкретной задачи, имеющей практический характер (внедрение технологии, апробация учебника);
– критический обзор периодической печати;
– критический обзор существующих форм ведения урока;
– реферат;
– самоаттестация;
– анализ и учет в последующей деятельности ошибок, промахов, неудач.
В результате такого подхода к самообразовательной работе у педагогов приобретается уверенность в своих силах, происходит осознание своих истинных возможностей, проявляются ранее скрытые способности.
В современных условиях результативной является инновационная методическая работа, цель которой – внедрение инновационных технологий через МО, проектирование инновационных идей, оценка уровня инновационного потенциала педагогов. Но она может создать ряд острых проблем вплоть до отставания традиционной методической деятельности от бурно протекающих в образовании различных процессов. Особенно это относится к тем методическим службам, которым характерно традиционное функционирование, с консервативной структурой методической службы, где нет предметной методической проработки новых идей и не всегда проводится их апробация на эффективность. Традиционный подход, как показывают исследования, оправдывает ожидания в оказании методической помощи только 54 % учителей.
Какие формы методической работы необходимо использовать, чтобы перевести школу в режим инноваций?
“Мозговой штурм” используется как эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором определяется путем свободного выражения мнения всех участников. Это один из лучших методов активизации познавательной деятельности, когда в короткий промежуток времени участники должны предложить наибольшее количество идей, вариантов, подходов, проанализировать их. Все идеи записываются хотя бы посредством фиксации ключевого слова или фразы, работа строится в группах. Из всех идей группы выбирают по 4 лучших, затем презентуют их, обосновывая свой выбор. В совместно принятой программе прописывается пошаговое участие каждого из членов группы, формы представления, промежуточных результатов, характер деятельности.
Одной из эффективных форм методической работы также является и “Фестиваль педагогических и методических идей”. Это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива, где представляются достижения, как в области методической работы, так и в организации учебного процесса, самодеятельности и творчества.
Цель таких фестивалей – познакомиться с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей, проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.
В фестивале участвуют все педагоги. Школа показывает процесс, содержание, формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся; проводятся конкурсы, смотры, открытые мероприятия.
Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе, и от его квалификации, его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования.
разгарнуць » / « згарнуць