Дистанционное родительское собрание (10 класс)
"Первая любовь в жизни вашего ребенка"
1. Особенности юношеской любви.
В раннем юношеском возрасте возникает глубокое чувство - любовь. Возникновение чувства любви связано с несколькими обстоятельствами.
Во-первых, это половое созревание, которое завершается в ранней юности.
Во-вторых, это желание иметь очень близкого друга, с которым можно говорить на самые сокровенные, волнующие темы.
В-третьих, это естественная человеческая потребность в сильной персональной эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества.
Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервые проявляется именно в ранней юности.
Об особенностях первой юношеской любви Вы можете прочитать:
https://lyubov-semya.ru/pervaya-yunosheskaya-lyubov-realnye-istorii/
http://otspb.ru/detskaya-endokrinologiya/yunosheskaya-lyubov-psihologiya-lyubov-v-yunosheskom-vozraste-chto.html
Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь. Юноши и девушки сами ищут межличностного общения, интимных контактов друг с другом, они уже не в состоянии долгое время находиться в одиночестве. Иногда старшеклассники бывают настолько озабочены и поглощены всем тем, что непосредственно связано с влюбленностью, что забывают обо всем остальном. В юношеском возрасте возникает и в течение длительного периода жизни сохраняется идеал возлюбленного, включающий человека определенной внешности, обладающего набором конкретных личностных достоинств. Такой идеал определяет межличностные симпатии и предпочтения, по крайней мере, в течение нескольких лет после первой влюбленности.
Когда приходит первая любовь
https://otspb.ru/detskaya-endokrinologiya/yunosheskaya-lyubov-psihologiya-lyubov-v-yunosheskom-vozraste-chto.html
2. Культура поведения влюбленных.
В ранней юношеской любви много той романтики, которая делает чувства приподнятыми, окрашивает их в соответствии со своей мечтой, придает любви некоторую дымку загадочности. Юношеская любовь идеализирована, в ней много мечтательности и фантазирования, хотя именно в это время происходит большая дифференциация половой любви от других видов эмоциональных отношений, формируется индивидуально своеобразное личностно значимое представление о любви, вместе с тем несущее в себе черты общечеловеческих представлений, обнаруживается стремление к осмыслению сущности внутреннего содержания любви.
О формах любви в ранней юности Вы можете прочитать здесь https://www.b17.ru/article/22896/
3. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку?
Идеальный образ любимого человека у старшеклассников иногда является нереальным в том смысле слова, что в действительности никто из окружающих людей не может ему соответствовать. Нередко это приводит к тому, что не обнаружив вокруг себя объекта, который бы соответствовал идеалу, юноша или девушка испытывает глубокое разочарование, и у них возникает чувство одиночества. И если вам, родители, кажется, что любовь мешает в учебе, вы ошибаетесь. Учеба и любовь - вещи вполне совместимые, хотя совершенно разные. Лучше использовать влюбленность ребенка как стимул для постижения знаний. Хорошие отметки ведь наверняка привлекут внимание «объекта». Но влюбленного ребенка волнует масса проблем: как нужно ухаживать за девочкой, как принимать знаки внимания от мальчика, с какого возраста можно назначать свидания, когда можно и нужно целоваться? Иногда беспокойство «правильно ли я веду себя» бывает настолько сильным, что оно не только отвлекает от учебы, но и друг от друга. Так что помогите сыну или дочери не заработать комплексов, способных вырасти в серьезные проблемы.
Первая любовь: польза для подростка и трудности для родителей
http://leadergirl.ru/polezno/psihologija-o-podrostkovoj-ljubvi/
Убедить в чем-то ребенка вообще невозможно, любое мнение взрослых ставится под сомнение. Это нормально, если вы хотите, чтобы сын или дочь имели свою точку зрения, а не жили вашим умом. Подростки могут завести роман, чтобы самоутвердиться перед друзьями. Им важно, чтобы окружающие завидовали и восхищались. Это период, когда именно взрослым надо учиться приспосабливаться к ребенку. Если вы не разделяете его вкусов - молчите об этом. Попробуйте завести откровенный разговор, попытайтесь понять, что привлекает ребенка в избраннике. Только без нравоучений: они отдалят вас друг от друга. Помните, что первые чувства всегда болезненны. Подростку может показаться, что «все кончено, он меня не любит!» Будьте всегда в курсе событий, разговаривайте и, главное, слушайте ребенка. Если хотите помочь - посоветуйте правильный, по вашему мнению, вариант решения, но так, чтобы решил, будто сделал свой выбор сам. К 15-16 годам представления об идеальном избраннике уже формируются у детей окончательно, и вы уже ничего не сможете поделать с этим идеалом.
Девочки начинают мечтать о замужестве и готовы пожертвовать ради любимого всем, даже миром в семье. Как бы ни были, по вашему мнению, отношения не желательны, не стоит их запрещать. В большинстве случаев это приводит к обратному результату. Возможно, предмет любви вашего сына или дочери слишком далек от идеала, но любовь, как известно, слепа. Все же говорите хорошее - и о своем ребенке, и о его избраннике. Это усилит доверие к вам, а значит, позволит быть более реалистичным в отношении своего друга.
Если по уши влюбился
Первая любовь полностью перевернет мир ребенка, объясните ему, о чем не стоит забывать.
1. Что такое влюбленность? Говоря простым языком, сначала нам кто-то нравится, а потом мы чувствуем нечто большее. Это не любовь, а влюбленность, и испытывать ее можно по отношению к разным людям: реальным (например, к одноклассникам) или недосягаемым (к знаменитостям).
2. Как себя вести. Часто первую влюбленность называют детской любовью, и на это есть свои причины: мы буквально как дети выпрыгиваем из кожи вон от восторга, который нас обуревает. В таком приподнятом состоянии, вызванном эмоциональными переживаниями, может возникнуть соблазн рассказать всем вокруг о своем увлечении.
Объясните ребенку, что этого делать не стоит: влюбленный человек часто становится объектом дразнилок. Чтобы чувства ребенка не стали главной новостью в классе или темой сплетен в социальных сетях, пусть сохранит их при себе, поделившись только с самыми близкими.
Точно так же попросите ребенка не дразнить друзей, если они говорят ему о своих любовных увлечениях. Важно уважать чувства любого, кто влюбился в нас, независимо от того, испытываете ли вы что-то подобное в ответ или нет.
3. Чего следует ожидать. Имейте в виду, что первая влюбленность вряд ли приведет к серьезным отношениям. Чаще всего она остается фантазией, безответным чувством, от которого возникает путаница в голове. Но это небольшая ступенька к будущему «я» ребенка.
Находясь в сетях своей детской влюбленности, ребенок испытывает сильное смятение и грустит. Обычно такое состояние быстро проходит, если же нет, скажите ребенку, что он всегда может поделиться своими переживаниями с вами или другим близким взрослым, которому доверяет.
Как пережить боль предательства
Часто подросток, которого отвергают, чью любовь высмеивают, чувствуют себя преданным. Обидеть могут друзья или сам объект любви. И пережить эту боль непросто.
Вместе порассуждайте на тему, почему люди причиняют боль тем, кого любят? Объясните, что нет точного ответа на этот вопрос. Люди меняются и делают ошибки. Иногда те, кого мы любим, на поверку оказываются совсем не теми, за кого мы их принимали.
Предательство означает, что по отношению к человеку намеренно совершили действие, которое его задело. Однако иногда ощущение, что тебя предали, возникает даже тогда, когда человек огорчил тебя, сам того не желая. Например, подруга может раскрыть какой-то ваш секрет просто для того, чтобы стать ближе новым друзьям. Когда человек принимает решение сделать или получить что-то, то его ничто не остановит. Сильные эмоции меняют людей, и они начинают вести себя по-другому в отношениях.
Что делать?
1. Не прячьте свои чувства. Если ребенок не проговорит, что именно чувствует из-за предательства, то в будущем это может ему выйти боком. Например, он может перестать спать, перестать доверять другим и будет плохо чувствовать себя морально. Предательство — очень горькое чувство. Плакать, кричать и некоторое время думать о ситуации — это нормально.
2. Запишите чувства. Чтобы пережить предательство, нужно записать свои эмоции. Можно написать письмо обидчику, но не отправлять его.
3. Не нужно мстить. Желание отплатить предателю той же монетой — это нормально, но не стоит действовать опрометчиво. Потом мы часто сожалеем о том, что сказали и сделали от злости и обиды.
4. Обсудите с кем-нибудь. После обсуждения мысли встают на свои места и начинается процесс исцеления.
5. Простить и забыть? Отпускать обиды необходимо. Ребенку будет гораздо легче жить, если он простит своего обидчика. Это не значит смириться с его поступком и забыть об этом. Но прощение поможет контролировать ситуацию у себя в голове и жить дальше. Если ребенка долгое время переполняют ненависть и злоба, ему может стать от этого еще хуже.
Объясните ребенку: если один человек предал его, это совсем не значит, что предателями окажутся и другие.
Правила поведения для родителей.
Если вы заметили, что ваш ребёнок влюбился, постарайтесь не наломать дров, как бы вы ни относились к этой ситуации. Запомните: его чувства сейчас важнее всего.
Вот некоторые рекомендации:
1. Умейте выслушать. Если подросток решил довериться вам, рассказав о первой любви, будьте горды этой миссией и постарайтесь выполнить её с честью. Ни в коем случае не показывайте своего недовольства, даже если вам не понравился выбор сына или дочери.
2.Не допускайте грубостей и колкостей. Сколько родителей пытаются побольнее уколоть, узнав о влюблённости сына или дочери. «Нашла, в кого влюбиться, — он же хулиган и двоечник!», «Сколько у тебя в жизни таких Оль будет, нужна она тебе!» – это наиболее мягкие выражения, которые позволяют себе родители. После таких слов нечего и думать о доверии между матерью и ребёнком. Не позволяйте себе шуточек и насмешек — подросток всё воспринимает слишком остро.
3. Не преуменьшайте значения чувства. Это нам в 40 лет кажется, что школьная влюблённость — это ерунда и несерьёзно. Для ребёнка всё по-настоящему и сейчас. Обсудите с дочерью, в чём ей пойти на первое свидание, а мальчику посоветуйте, какой букет выбрать для возлюбленной. Подросток проникнется к вам доверием, и ему не придётся идти искать себе советчика на стороне.
4. Будьте на равных. Поговорите с дочкой о любви, как вы говорили бы с подружкой. Расскажите о своих влюблённостях, поделитесь впечатлениями, дайте разумный совет. Расспросите о предмете её симпатии. Не нужно в такой момент «включать маму», ведь влюблённому подростку необходим верный друг. А где найти друга лучше мамы?
5. Храните секрет. Если подросток вам доверился, ни в коем случае не нужно звонить всем родственникам и со смаком рассказывать, что «наш Ванечка влюбился!». Иначе в следующий раз ребёнок ни за что не расскажет вам свою тайну.
6. Не вмешивайтесь. Не нужно подслушивать, когда влюблённый сын болтает со своей девочкой уже целый час. Не стоит контролировать каждое действие и выспрашивать какие-то подробности. Родители должны понимать, что запретами ничего не добьёшься. Даже если вам не нравятся эти отношения, запрещать их и разлучать подростков вы не вправе. Чем больше запретов, тем сильнее у детей желание поиграть в Ромео и Джульетту.
Главное, чтобы это не закончилось трагедией. Прежде чем что-то сделать, вспомните себя в подростковом возрасте, ваши метания, сомнения и первую любовь. Разрешите своему ребёнку испытать всё самостоятельно, а не смотреть на это с высоты ваших лет. Вашу поддержку и понимание он обязательно оценит.
Ваша жизнь и жизнь детей в ваших руках!
Подростковый возраст очень сложный.
https://otspb.ru/detskaya-endokrinologiya/yunosheskaya-lyubov-psihologiya-lyubov-v-yunosheskom-vozraste-chto.html
Кислячук К.Ю., кл. рук. 10 кл.
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни
Мы рождаемся и становимся членами такого социального института, как семья. Всё самое важное в нашей жизни, так или иначе, связано с этим.
От того, в какой мы семье родились, зависит многое в нашей жизни: воспитание, образование, первичные навыки, представлении о мире, качество самой жизни, представления о гигиене, навыки труда, физическое и психическое здоровье, психологическое состояние.
Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семье и браке, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу. Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы ее членов.
Особую значимость приобретает внутренняя атмосфера семьи. Формирование у детей качеств личности семьянина во многом определяется характером отношений их родителей. С первых дней своей жизни, через все детство будущие мужья и жены извлекают из отношений родителей уроки этики и психологии семейной жизни, распределения домашних обязанностей, культуры взаимоотношений мужа и жены. Культура взаимоотношений супругов является для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяет их установки на брак и семью. Условия и образ жизни семьи, личный пример родителей, гармония и красота их отношений создают тот неповторимый, своеобразный стиль семейной жизни, который и формирует у детей представления, чувства и необходимые качества будущих супругов и родителей.
Когда мы вырастаем, мы готовы создать новую ячейку общества – свою семью. И только от нас зависит, какая она будет, и что мы дадим будущему поколению. Но готова ли молодежь создавать собственную семью?
Подготовка к семейной жизни является одной из главных задач в наше время. Как показывает опыт, современная молодежь общается с противоположным полом не меньше, чем раньше, но и даже больше, что должно способствовать желанию и возможностям создавать семьи. Однако тот же самый опыт говорит нам о том, что связи на настоящий момент нестабильны. Отношения между мужчиной и женщиной превратились в одну физическую потребность, лишенную человеческой интимности, которая была присуща отношениям в прежние годы. И сейчас отношения между двумя людьми сводятся не к желанию создать общее будущее, а к желанию утолить сексуальные потребности.
К проблеме вопроса подключились медицинские работники. Среди молодежи участились случаи заболеваний, передающихся половым путем. Это значит, что юноши и девушки не заинтересованы в соблюдении элементарных правил, а может быть, и не знают таковых. Это касается и вопроса гигиены, а так же физиологии обоих полов. Всё это очень важно для создания семьи.
Очень важным является вопрос о знаниях молодежи из области семейных взаимоотношений. Большинство из старшеклассников не имеет ни малейшего понятия о деторождении и уходе за младенцами, о поддержании семейного очага, о тонкостях взаимоотношения супругов и прочее.
Участилось количество нежелательных беременностей вне брака в раннем возрасте (15-18 лет). Это свидетельствует о безграмотности молодежи в репродуктивном вопросе, который так же является очень важным в условиях создания семьи.
Участилось количество разводов в современном мире, что плохо отражается на понимании старшеклассников в вопросе создании семи. А так же много школьников воспитывается в неполных семьях, что в свою очередь влияет на воспитание, адаптацию к новой среде, отношение к противоположному полу.
На данном этапе люди вообще не хотят регистрировать брак, жить семейной жизнью, рожать детей. Отсюда у нас в стране демографический кризис. Люди считают семью и продолжение рода проблемой или обузой. Или даже ошибкой, которую им не исправить до самой старости. Сейчас модно не создавать одну семью на всю жизнь и быть счастливым в браке, а поменять как можно больше половых партнеров, испытать радости жизни, пока ты молод.
И возникает общая проблема психологической неготовности к семейной жизни. Некий страх, который сковывает молодежь перед будущим в семье. Как мы видим, эта проблема достаточно актуальна. Многие поднимают вопрос о том, что семья теряет свою ценность в обществе, а особенно в такой среде, как молодежь. Хотя именно она является надеждой для создания нашего будущего.
Можно ли избежать таких проблем в условиях нашего времени? Если готовить старшеклассников к будущей семейной жизни, то их знание в данном вопросе увеличится, и в психологическом плане они будут знать гораздо больше, а значит, уже будут готовы к семейным трудностям, будут иметь представление о том, что их ждет в браке, какие отношения могут сложиться между супругами. Это значит, им будет проще и понятнее начинать отношения для создания совместного будущего, или же продолжать имеющиеся в новом русле.
В нашей школе учащиеся 9 класса посещают факультатив «Основы семейной жизни». Такие занятия, которые проводятся для подготовки к семейным отношениям, не отталкивают и не пугают старшеклассников. Они показывают, что этот нелегкий и долгий труд приводит к искреннему и настоящему счастью.
Педагог-психолог И.И. Першина
«Права ребенка – обязанности родителей».
Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность. Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе. Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь.
Шаг
|
Инструкция для законных представителей
|
1
|
Всем нам с вами известно, что уже при рождении ребенок имеет права, определенные законодательством.
Давайте попробуем разобраться в них. И так ребенок уже с рождения имеет право на:
Право на жизнь и охрану здоровья. Каждый ребёнок имеет право жить в нормальных, здоровых условиях.
Вы дали своему ребёнку жизнь и обязаны создать нормальные здоровые условия для физического, умственного, духовного его
развития, научить его ценить и беречь здоровье и жизнь.
Право на проживание в семье. Каждый ребёнок имеет право жить в семье с родителями, которые заботятся о нём.
Долг родителей – научить дорожить семьёй, уважать родителей, личным примером показывать, что семья – начало всех начал,
самое ценное. Когда родители расходятся, ребёнок может жить с одним из родителей. С кем из них, он вправе выбирать сам,
начиная с 10-ти лет.
Право на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия, свободное выражение своей
мысли. Никто не имеет права жестоко обращаться с ребёнком, оскорблять его, заставлять заниматься непосильным трудом,
а также попрошайничать, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки, принимать разные вредные вещества.
Право на образование. Все дети без исключения должны учиться, причём они могут выбирать, в какой школе и на каком языке
обучаться. На талантливых и способных детей государство обращает особое внимание. Помогите реализовать это право:
оказывайте помощь, контролируйте учёбу, способствуйте развитию талантов, дайте совет в выборе профессии.
Подробно с правами ребенка Вы можете ознакомиться на официальном правовом портале, перейдя по предложенной
ссылке:
http://mir.pravo.by/library/edu/ychitel/corokzanaytiy/zakon/
|
2
|
Ответственность несовершеннолетних и родителей за правонарушения и преступления
Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно-принудительного характера, применяемая к
родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные
последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на
охрану прав и интересов ребенка.
– Какие административные наказания могут применяться к родителям?
– В каких случаях родители несут уголовную ответственность?
– Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах?
Подробно с данными вопросами Вы можете ознакомиться здесь: https://ngtek.by/arch/EDU/nou2019/2.pdf
Предоставляем возможность прохождения Вашим ребенком онлайн теста, для определения предрасположенности подростка
к отклоняющемуся от норм, правил и социальной желательности, поведения. Очень важно вовремя обнаружить его зачатки,
чтобы своевременно провести коррекцию и направить развитие ребенка в конструктивное русло. Приступить к прохождению
теста вы можете перейдя по данной ссылке:
https://testometrika.com/for-children/test-on-the-tendency-of-adolescents-to-violation-of-norms-and-rules/
|
2
|
Рассмотрим еще один актуальный вопрос о безопасности на дорогах, соблюдение правил дорожного движения.
Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть
пешеходом – это очень ответственно. Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И риски
также присутствуют у обеих сторон. Потому что довольно часто виновными в ДТП являются именно пешеходы, переходящие
улицу на красный свет или в неположенном месте. Некоторые даже банально забывают, что если переходишь дорогу, нужно
смотреть по сторонам, потому что из-за поворота может неожиданно появиться машина. И тогда уже поздно будет смотреть в
ее сторону. Ознакомиться с памяткой о правилах дорожного движения и проговорить о необходимости их соблюдения со своими детьми,
Вы можете здесь:
https://yandex.by/images/search?pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-39.userapi.com%2Fc857520%2Fv857520424%2F23cb7%2FhQzVRYjGY7I.
jpg&text=безопасности%20на%20дорогах%2C%20соблюдение%20правил%
20дорожного%20движения.&lr=155&rpt=simage&source=wiz
|
3
|
Говоря сегодня о правах ребенка, мы не можем не затронуть вопрос, который касается факторов, влияющих
на психологическое благополучие ребенка в семье.
Психологическое благополучие ‒ это понятие, включающее в себя баланс между позитивными и негативными эмоциями
человека, удовлетворенность собой, а также своей жизнью и ее сферами. Данное понятие отражает стремление человека к
внутреннему равновесию и комфорту. В повседневной жизни термин благополучие синонимичен понятию счастья, а также
благоприятному физическому и психическому состоянию. Психологическое благополучие является одной из составляющих
психического здоровья человека.
Чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка, необходимо:
‒ Вовремя справляться со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье;
‒ Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
‒ Относиться к ребёнку как к равноправному партнёру;
‒ Принимать активное участие в жизни семьи;
‒ Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком, провести с ним время;
‒ Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
‒ Помогать ребёнку развивать свои умения и таланты.
Более подробно о том, как содействовать развитию благоприятного климата в семье, Вы можете ознакомиться,
перейдя по данной ссылке:
http://psyhologplus.ru/faktor-vliyayushtie-na-psihologitcheskoe-blagopolutchie-rebenka-v-semye/
В повседневной рутине мы зачастую очень мало времени проводим с нашими детьми, кажется, что знаем, о чем они мечтают,
чего хотят, думаем, что смотрят на элементарные жизненные вещи также как и мы. Увы, хочу Вас огорчит, что это к сожалению
не так. Мы многое упускаем с виду, не предавая значения мелочам. Поэтому, сейчас предлагаю Вам вместе со своим ребенком,
пройти замечательный творческий тест, который называется «Дом, Дерево, Человек». Рекомендую сделать все указанное в
инструкции и сравнить ваше представление о том, какая у Вас семья и представление ребенка. Вам будет над чем задуматься.
Пройти данный тест вы можете по предложенной ссылке:
https://testometrika.com/projective/house-tree-person/
|
Спасибо за сотрудничество и внимание!!!
Оставайтесь дома! Берегите себя и своих близких!!!
Полезные советы отцам о воспитании детей
Важные аспекты отцовства и советы о степени отцовского участия в воспитании детей
Не секрет, что когда в доме появляются дети, жизнь семьи кардинально меняется. Ответственному отцу просто необходимо знать о различных методах воспитания и учиться применять их в отношении своих детей, а также приспосабливаться к множеству различных аспектов своей новой и прекрасной роли папы.
Как стать отличным отцом?
Встав на путь отцовства, необходимо принять тот факт, что только искренние и неустанные усилия души, сердца и ума смогут превратить вас в ответственного и отличного отца.
Вот несколько аспектов, о которых вам стоит помнить.
Уделяйте ребенку свое время:
- Ребенка очень мало беспокоит, добились ли вы повышения по работе, приобрели новый автомобиль или получили огромную прибавку к заработной плате. Единственное, что по-настоящему имеет значение, это ваша любовь и привязанность к нему.
- Несмотря на напряженный рабочий график, отцу важно ежедневно посвящать несколько часов своего времени общению с ребенком. Можно беседовать с ним за ужином или ходить на футбол по воскресеньям.
- Если у вас несколько детей, важно стараться уделять время каждому из них по отдельности, чтобы никто не чувствовал себя брошенным или обделенным вашим вниманием.
- Если вы не можете проводить много времени со своими детьми, например, посещать длительные спортивные мероприятия или ходить в кино, просто выделяйте 10–15 минут для ежедневных ободряющих и вдохновляющих бесед с ними.
Будьте рядом с детьми в важные, особенные для них дни:
- Старайтесь присутствовать на мероприятиях в особенные дни вашего ребенка, например, на церемонии его награждения, первом дне в школе или на ежегодных спортивных соревнованиях. Ваше присутствие придаст ребенку дополнительную уверенность.
- Дети помнят такие драгоценные моменты всю жизнь, ведь ваше присутствие очень много значит для них.
Преподавайте ребенку уроки морали:
- Всякий раз, когда ваш ребенок учится чему-то новому в жизни, например, кататься на велосипеде, рисовать, чистить зубы или пользоваться туалетом, помогайте ему в этом увлекательном процессе обучения.
- Как отец вы можете научить вашего растущего сына бриться или соблюдать личную гигиену.
- Некоторые уроки вы можете преподавать ребенку вместе со своей женой, вместе обучать его нравственным ценностям и принципам, чтобы он уважал других людей и правильно вел себя в обществе.
- Помогайте ребенку извлекать уроки из его ошибок. Когда он совершает их, исправляйте его и спокойно обсуждайте возможные причины совершения подобных ошибок, размышляя над более эффективными решениями и подходами.
Улучшайте свои навыки общения:
- Очень важно общаться с ребенком в спокойной и позитивной манере, чтобы он уважал вас и прислушивался к вашему мнению.
- Не нужно кричать на ребенка по любому поводу, так как это заставит малыша только испытывать чувство вины, и он не сможет справляться со своими ошибками в вашем присутствии.
- Старайтесь проводить добрые беседы с ребенком каждый день и узнавать о его заботах и печалях.
Ходите с детьми в походы, на пикники и т. п.:
- Отличные отцы уделяют свое время невероятным путешествиям со своими детьми. Вы можете ходить на рыбалку, ездить на пляж или даже отправиться в поход.
- Отец должен участвовать в жизни своего малыша самыми разными способами. В том числе можно выступать в роли наставника и обучать ребенка принятым нормам этикета, хорошим манерам и деликатным формам поведения (поведения истинного джентльмена – в случае обучения сына).
Вот некоторые ценные советы отцам о воспитании детей.
1. Будьте вовлеченным, заботливым и любящим папой. Отцовская любовь может вдохнуть в растущего малыша позитивное отношение к жизни, и он научится уважать своих родителей, учителей и окружающих его людей.
2. Позитивное воспитание. Важно давать растущему ребенку позитивное наставничество. Суровые наказания не помогут исправить ошибки вашего малыша. Поэтому избегайте чрезмерно наказывать его, соблюдайте определенные границы. Как отец вы всегда можете напомнить ребенку о негативных последствиях его поступков. Ваш позитивный подход поможет ему осознать собственные ошибки и попытаться исправить их.
3. Будьте образцом для подражания. Важно осознавать, что отцы всегда служат примером для подражания своим растущим детям. Обучайте ребенка ценностям, таким как ответственность, честность и человечность, благородство поступков и верность своему слову.
4. Заслужите право быть услышанным. Вы должны приступать к беседе с ребенком сразу же, как только видите, что он испытывает трудности или переживает тяжелый этап жизни. Очень важно внимательно выслушать своего ребенка и стараться понять его проблемы и неурядицы.
5. Будьте учителем своего ребенка. Ответственный отец должен обучать малыша разнице между добром и злом, учить делать здоровый выбор и принимать правильные решения в будущем.
6. Проводите семейные трапезы. Для здоровой семейной жизни очень важно, чтобы все члены семьи наладили крепкую связь друг с другом с помощью совместных семейных приемов пищи. Всегда старайтесь ужинать вместе всей семьей, чтобы вы могли слышать, о чем говорят ваши дети и в чем они нуждаются, и своевременно среагировать на их потребности.
7. Не отвлекайтесь. Когда ребенок рассказывает вам о своих проблемах или мыслях, старайтесь удерживать свое внимание, поскольку ваше невнимание может разочаровать малыша, и в следующий раз он не захочет делиться с вами своими чувствами и сокровенными переживаниями.
8. Будьте готовы вмешаться. Когда вы видите, что ребенок находится в стрессовой ситуации, пытайтесь вмешаться как можно раньше.
9. Переподключайтесь к жизни ребенка. Когда ваша жизнь становится однообразной, стоит придать ей остроты. Отправьтесь в путешествие в выходные, чтобы дети обрели связь с вами и почувствовали свою ценность.
10. Будьте готовы к игре. Чтобы воодушевить ребенка, играйте с ним в различные игры, такие как бильярд, настольный теннис, шахматы, бадминтон, или попробуйте любые другие веселые занятия, например, плавание, езду на велосипеде или фотографирование.
11. Будьте любящим отцом. Всегда старайтесь быть любящим отцом, чтобы ребенок восхищался вами и любил вашу компанию.
12. Пробуйте новое. Вместе с ребенком вы можете попробовать новые интересные занятия, такие как игры, решение головоломок, просмотр фильмов, – это будет способствовать усилению связи между вами.
13. Будьте хорошим слушателем (слушайте ребенка внимательно). Старайтесь выслушивать проблемы своего ребенка особенно терпеливо и предлагайте подходящие советы.
14. Будьте самым большим поклонником мамы. Поощряйте ребенка стать поклонником мамы и прививайте уважение к ней.
15. Будьте уверенным в себе. Отцам важно поднимать боевой дух ребенка, чтобы он принимал участие в различных соревнованиях и смело боролся за победу.
16. Отправляйте ребенку только хорошие посылы. Всегда старайтесь внушать ребенку только позитивные и дисциплинирующие взгляды на жизнь.
17. Обучите ребенка правильным ценностям. Ребенок должен учиться здоровым, правильным ценностям у своего отца. Малышу важно восхищаться своим папой и уважать его.
Першина И.И., педагог социальный
Родительский университет
«Ребенок и компьютер»
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.
Развивающая функция компьютера. Подходящие по возрасту развивающие игры или даже просто взятые из Интернета картинки способны расширить кругозор ребёнка и в игровой форме дать ему необходимые знания. Использовать компьютер в обучающих целях можно уже с 1, 5 лет, когда ребенок проявляет активный интерес не только к окружающим его предметам, но и к изображениям, которые он видит в книжках.
Разглядывая вместе иллюстрации с изображением животных, можно привлечь компьютер и Интернет в качестве дополнительного наглядного пособия. Ребенку будет интересно взглянуть на разнообразные изображения и фотографии слона или жирафа, а также узнать какими разными могут быть машинки и поезда. Положительное влияние компьютера на ребёнка.
Компьютерные игры развивают у ребенка:
- быстроту реакции
- мелкую моторику рук
- визуальное восприятие объектов
- память и внимание
- логическое мышление
- зрительно-моторную координацию
Компьютерные игры учат ребенка:
- классифицировать и обобщать
- аналитически мыслить в нестандартной ситуации
- добиваться своей цели
- совершенствовать интеллектуальные навыки.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг! Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.
Отрицательное влияние компьютера на ребёнка.
Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки):
- Дети, увлеченные компьютером, не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер, а не занимается какой-то обучающей программой. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение, всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.
- Растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме, это чревато развитием гиподинамии.
- Когда ребенок много играет в компьютерные игры, это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером, ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и не управляем, а ночью плохо спит.
- С компьютером дети, как правило, общаются один на один, что не способствует развитию навыков общения и игре в коллективе.
- Происходит падение умственных способностей. Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Компьютерные игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.
Психическая нагрузка
Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождениеавтомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во -первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной работы на компьютере. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.
Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста или музыки. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере, напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители для психики ребёнка – игры:
- содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы
- содержащие агрессию, девиз, которых можно выразить следующими
словами: «Убей их всех!». Переутомление и напряжение детского организма после таких игр снять очень нелегко.
Основные правила работы за компьютером для детей
Компьютер сам по себе не несёт никакой опасности для человека, при соблюдении элементарных правил гигиены и техники безопасности. Вред может нанести либо неправильно оборудованное рабочее место, либо нарушение режима работы с компьютером. Сами взрослые, к сожалению, редко соблюдают все условия для правильной работы. А зачастую даже не озадачиваются этим вопросом, поэтому мы подготовили для вас небольшой список этих условий:
- необходимо ежедневно полностью убирать помещение, в котором расположен ПК, также нужно обязательно несколько раз в день минимум по 10 минут проветривать помещение;
- пыль, осевшая на мониторе, увеличивает нагрузку на зрение, поэтому необходимо приобрести специальные влажные салфетки, не оставляющие разводов, и использовать их не реже одного раза в день;
- гигиена клавиатуры и мыши тоже очень серьёзный вопрос. Известно, что на клавиатуре среднестатистического пользователя больше бактерий, чем на крышке унитаза. Поэтому их также необходимо регулярно и тщательно обрабатывать специальным средством и протирать салфеткой;
- необходимо не реже раза в месяц прочищать системный блок от скопившейся внутри пыли при помощи пылесоса, но будьте осторожны, не забывайте перед этим выключить его из розетки;
- внимательно следите, чтобы защитное покрытие силовых кабелей вашего компьютера было в порядке;
- не забывайте всегда закрывать корпус системного блока;
- обязательно выключайте компьютер после работы, не оставляйте его работать на всю ночь;
- следите за тем, чтобы спина во время работы за компьютером была ровной, при необходимости поменяйте мебель на более комфортную для вас;
- не забывайте делать небольшие перерывы хотя бы раз в 15 минут, в это время выполните гимнастику для глаз и разомнитесь;
- не прикасайтесь к комплектующим компьютера мокрыми руками и не принимайте пищу в месте, отведённом для компьютера;
Оборудование рабочего места
Сейчас дети уже с 4х лет начинают постигать тонкости работы с компьютером, однако далеко не все родители озадачиваются покупкой специальной мебели для ребёнка. Ребёнок, сидящий во “взрослом” кресле, получает большую нагрузку на позвоночник и зрительные органы. Поэтому при оформлении рабочего место обязательно необходимо уделить внимание соответствию мебели возрасту ребёнка.
Необходимо правильно установить монитор в комнате так, чтобы свет из окна или искусственных источников освещения не создавал бликов на поверхности монитора. Если обычной перестановкой решить этот вопрос не удаётся, нужно озаботиться покупкой специальной антибликовой плёнки, соответствующей по размеру вашему экрану.
Специальное компьютерное кресло сконструировано таким образом, чтобы максимально снижать нагрузку, оказываемую на позвоночник. Таким образом, оно препятствует развитию сколиоза, болей в спине и суставах, а также головной боли. Необходимо подобрать модель кресла под возраст ребёнка, либо приобрести регулируемое по высоте спинки. Если купить специальное кресло пока возможности нет, то можно обойтись валиком, подложенным на уровень физиологического изгиба позвоночника.
Центр монитора должен находится чуть ниже уровня глаз ребёнка, а расстояние до экрана должно составлять не менее 60-ти сантиметров.
Нормативные позы за компьютером
Поза, соответствующая нормам, должна включать в себя следующее:
- ступни обязательно должны стоять либо на полу, либо на специальной подставке для ног;
- бёдра должны располагаться строго параллельно полу;
- спина прямая, перпендикулярно полу;
- руки согнуты в локтях под прямым углом;
- запястья располагаются под углом 20° относительно столешницы;
- голова может быть слегка опущена вниз;
Нормы времени работы за компьютером для детей разных возрастов
Важно не позволять ребёнку превышать нормы по работе за компьютером, иначе это может пагубно отразится на его физическом и психическом состоянии. Нормы для детей разных возрастов разняться:
- младше 5 лет — не более 10 минут;
- 5- 7 лет — 15–20 минут;
- 7–11 лет — 20–30 минут;
- 12–14 лет — 30–45 минут;
- 15–16 лет — 1–2 часа.
Каждые 15 минут работы за компьютером необходимо давать отдых глазам и телу. Разомнитесь буквально несколько минут, и тело будет готово к дальнейшей работе без ущерба для здоровья. Это рекомендуется делать не только детям, но и взрослым.
Нормы, приведённые выше, рассчитаны на здоровых детей. Во время болезни компьютер ребёнку строго противопоказан.
Как избежать конфликтов с детьми
Вопрос о том, сколько времени ребенку можно проводить за компьютером. Часто становится причиной конфликта между родителями и детьми. Ведь дети увлечены игрой, и не желают слушаться старших и вовремя выключать компьютер.
Избежать ссор по этому поводу можно двумя способами:
- Дети часто не хотят прерывать интересную игру и отказываются добровольно выключать компьютер, что приводит к ссорам с родителями или воспитателями. Родителям необходимо озаботится этим вопросом заранее. Им нужно либо всегда чётко придерживаться графика работы за компьютером как самим, так и не давать послаблений в этом вопросе детям. Либо, если это кажется слишком сложным морально, установить специальные программы, блокирующие компьютер от детей через определённое время.
- Второй способ проще и не требует от родителей железной воли, но такое программное обеспечение обычно стоит дорого. К тому же дети обычно куда лучше владеют компьютером, чем родители, и иногда с лёгкостью обходят блокировку.
Как и во многих других областях, наилучший эффект даст некая комбинация двух приведённых выше способов. На личном примере покажите детям, что правила нерушимы для всех, включая вас. Заведите традицию проводить выходные всей семьёй за различным досугом, чаще организуйте отдых на природе.
Если ребёнок увлечён реальным миром, занимается спортом и творчеством, у него просто не будет хватать времени на то, чтобы злоупотреблять компьютером. Задача родителей – найти то, что ребёнку будет по душе, и поддерживать его на выбранном пути.
Советы для родителей: Как уменьшить вредное влияние компьютера на школьника
Для психического и физического здоровья подрастающего поколения, родители обязаны строго контролировать общение собственного ребенка с компьютером.
- Создавать ограничение на время, которое малыш находится за компьютером.
- Не позволять маленьким детям оставаться без присмотра за монитором, самостоятельно выбирать контент для просмотра и игр. Поясняйте, почему не следует играть в те или иные игры, либо смотреть вредное для детской психики видео.
- Храните на компьютере только полезные и развивающие программы, которые позволят малышу правильно и быстро формироваться.
- Не разрешайте ребенку самому посещать разнообразные сайты и странички сомнительного содержания. Пользуйтесь функцией «Родительский контроль».
- Обязательно не забывайте делать с ребенком гимнастику для глаз, минимизируйте отрицательное влияние на детское зрение.
- Учите своих детей правильно общаться со сверстниками, поощряйте игры на улице в компании товарищей. Чаще разговаривайте со своим малышом, учите хорошим манерам.
- Не позволяйте компьютерным играм вытеснять привычные для нас подвижные игры и другие развлечения: прятки, настольные игры, догонялки
Оробейко В.В., классный руководитель 11 кл.
«Меры наказания и поощрения в современной семье»
Когда Вы кричите или бьете своего ребенка,
он не перестает любить Вас,
он перестает любить себя!
Задумайтесь!
Целью консультации является: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование поощрений и наказаний, переосмыслить их.
Данная информация поможет Вам взглянуть по другому на некоторые проблемы воспитания, взаимоотношения в семье и обогатит Ваш родительский опыт.
Выбор темы связан с тем, что сегодня многие родители, учителя, воспитатели воскрешают в памяти «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер и если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или «пряника», то отношения с родителями и воспитателями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытыми, неуправляемыми. А мы зачастую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми.
В контексте нашей темы хочется задать Вам вопросы, на которые мысленно постарайтесь ответить. У каждого из Вас в жизни были моменты, когда Вас поощряли. Каким было самое запоминающее поощрение вашей жизни? Что Вы чувствовали?
А теперь оглянитесь назад и вспомните примеры из собственного детства, когда Вас наказывали. Какова была Ваша реакция на это наказание? А что Вы чувствовали? Было ли эффективным оно для Вас? Чего в Вашей жизни было больше: поощрения или наказания?
Мини-лекция
Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. Реакция ребенка на поощрение – «у него вырастают крылья» (ответ мамы), поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо, жизненный опыт мал у ребенка, поэтому он склонен искать поддержку у родителей.
Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение). Младенец получает положительное подкрепление от матери, видя ее радостную улыбку, слушая ее нежный голос, ощущая прикосновения заботливых и ласковых рук. Но, когда дети подрастают, родители начинают думать, что более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. Некоторые родители совершенно убеждены в том, что хвалить детей ни в коем случае нельзя. На самом деле в воспитании надо использовать как поощрение так и наказание, но делать это нужно правильно, в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием.
Мало кто из родителей задает вопрос «Как детей хвалить?» Многим кажется, что это просто, если ребенок чему-то научился – это вполне естественно, почему надо хвалить.
Как правильно хвалить и критиковать ребенка (см. памятку).
Как поощрять ребенка в семье (см. памятку).
40 фраз, которые подарят детям крылья! (прилагается).
Возможные поощрения:
- подольше не ложиться спать;
- разрешить посмотреть телевизор;
- поиграть в компьютер;
- сладостями угостить;
- поиграть в совместные игры и т.д.
Вывод: каждый из родителей может научиться искусству поощрения, используя вербальные (слова), невербальные (без слов), и другие методы поощрения.
П.Ф.Лесгафт говорил, что роль любящего слова велика и с ним не может сравнится никакое наказание. С проблемой целесообразности применения наказаний сталкиваются как взрослые, так и дети.
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков, существуют разные позиции в отношении наказания. Первая позиция: «против» наказаний. Вторая позиция: «за» наказания.
Аргументы против наказаний:
– недопустимы физические наказания:
- родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка унижают личность ребенка, убеждают в бессилии, порождают озлобление, ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе;
- физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем;
- рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство;
- дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми;
- дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными, у них и у других возникает отчужденность в отношениях с родителями;
- дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха;
- родители грозятся отдать ребенка, дядьке, посадить в мешок, сделать укол и.т.д. и не выполняя обещания ребенок привыкает к угрозам или запугивая угрозами порождает страх темноты, одиночества, врачей;
- постоянное порицание ребенка, критика, муштра снижает самооценку.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него, каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший.
Аргументы «за».
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. К педагогически оправданным наказаниям относятся:
- замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
- разговор, выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др, но важно, чтобы он знал, за что наказан.
- Недопустимо наказание трудом, поскольку труд должен быть радостью.
- Использовать наказание как метод естественных последствий: «насорил – убери за собой».
- Недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. могут вызвать стремление противодействовать или четко определите: что можно, а что нельзя, мотивируя это.
Мини-информация: если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять Леви В.Л.
- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
- Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
- Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
- Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
- Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
- Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
- Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
- Наказание не должно вредить здоровью.
- За один поступок – одно наказание.
- Не переборщите, знайте меру. Угрожать тем, что вы не можете исполнить, не имеет смысла.
Говорить «НЕТ» и запрещать:
- если ваш ребенок что-то просит и делает то, что вам не нравиться;
- нужно говорить, почему вам это не нравиться;
- «нет» должно звучать убедительно и вы должны стоять на своем: «Нет есть нет»;
- не говорите «нет» слишком часто, т.к. дети перестают реагировать на это;
- часто говорите комплименты, если дети ведут себя хорошо.
Не замечать:
Отсутствие реакции помогает в основном в тех случаях, когда ребенок капризничает или впадает в гнев.
- объясните сначала вашему ребенку, что ему нельзя делать и почему нельзя;
- не реагируйте на попытки привлечь ваше внимание;
- попробуйте выдержать до конца, занимаясь своими делами;
- продолжайте обращать внимание на хорошие поступки, которые совершают дети. Тогда они будут делать это чаще.
Изолировать:
Если ваш ребенок совершенно не может более управлять собой, вы можете его изолировать, оставив на время одного.
– оставьте ребенка на время одного, но не более 5 минут;
– обязательно объясните, почему вы это делаете, но не вступайте с ним в дискуссию;
– найдите для этого не самое приятное место;
– нельзя повторять это наказание часто, оно не будет действовать;
– обращайте больше внимания на все хорошие поступки, которые совершает ваш ребенок.
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, стыда и огорчения. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.
Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания не допустимы.
Уважаемые родители!Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей, не спешите с наказаниями, окриками.
Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивов, не скупитесь на поощрения.
Задание родителям
- Упражнение: Проанализируйте: сколько раз в день Вы похвалили ребенка (откладывая спички из спичечного коробка в карман фартука по 1 спичке за 1 поощрение).
Как правильно хвалить и критиковать ребенка
Рассказываем, чем может быть опасно осуждение действий подростка и как при этом не переборщить с похвалой.
Полезные советы для родителей на семейном образовании.
Почему детей нужно хвалить?
Малышу с рождения говорят, какой он умный, красивый и хороший. Взрослые умиляются первым шагам, словам и рисункам ребёнка, хвалят за самостоятельно завязанные шнурки и до конца съеденный суп. Но когда ребёнок идёт в школу, уровень похвалы резко снижается. Родители считают младшеклассника уже достаточно взрослым, и, так как его ведущей деятельностью становится учёба, начинают поощрять вчерашнего малыша только за хорошие отметки в дневнике.
Однако психологи считают, что хвалить детей и подростков нужно чаще. И вот почему.
- Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь.
- Похвала дарит веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки.
- Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математики и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее.
За что и как хвалить ребёнка?
Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Предлагаем вам несколько советов о том, как хвалить ребёнка, от психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елены Петрусенко.
Благодарите
Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «Спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне.
Хвалите за дело
Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия.
Делитесь своими чувствами
Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности.
Будьте искренним
После рабочего дня иногда бывает тяжело эмоционально реагировать на рассказы ребёнка. Есть соблазн просто бросить «Молодец!» и уйти отдыхать. Но это может ранить подростка. Важно показать, что вы искренни и готовы разделить с ребёнком его радость. Если же сил нет совсем, честно скажите: «Сегодня я очень устал(а), но я правда рад(а) за тебя. Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну».
Разделяйте похвалу и критику
После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина.
Чем критика может быть полезна?
Критика — это разбор чего-то с целью вынести оценку. Критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение плохое, а даёте советы по улучшению текста. Такая критика нужна человеку, и вот почему:
- Чтобы научиться работать над ошибками. Если ребёнок слышит только похвалу, он будет считать, что всё делает правильно и исправлять ничего не надо. Критика же помогает рассказать, что в работе хорошо, а что нужно поправить. Это мотивирует развиваться, становиться лучше и доводить дела до конца.
- Чтобы лучше понимать себя. Критика помогает разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Задача родителя объяснить ребёнку, что первые нужно активно использовать, а вторые — развивать.
- Для рождения идей. Конструктивная критика может подать идею для развития. В процессе разговора ребёнок может вдохновиться и найти способ исправить ошибку.
Как правильно критиковать ребёнка?
Деструктивная критика может быть очень опасна для подростка. Неправильная обратная связь рушит самооценку, убивает интерес и порождает страхи. Советы Елены Петрусенко подскажут, как правильно критиковать, чтобы избежать детской травмы и заниженной самооценки в будущем.
Не затрагивайте личность
Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».
У детей не всегда всё получается с первого раза, а иногда они просто боятся что-то сделать. Вместо того, чтобы сорваться на него со словами «Не маленький уже, сам сделаешь», уделите время и научите ребёнка, помогите преодолеть ступор перед незнакомой задачей. Детям крайне важна помощь и ободрение значимых для них взрослых.
Как найти баланс критики и похвалы?
- Всегда анализируйте факты. Оценить успеет общество, а родитель может понять причины и следствия.
- Чувство вины и гордыня формируются быстро. Прежде чем выразить своё мнение, спросите, как к этому относится сам подросток.
- Следите за режимом, обнимайте ребёнка, говорите с ним и уважайте его. Спокойный ребёнок не сходит сума от похвалы и не падает в обморок от критики.
- Младших подростков хвалим за хорошее. Старшим даём конструктивную критику их поступкам.
- Похвалите и раскритикуйте для начала себя за свои родительские действия и воспитательские приёмы, проанализируйте, что вам узнать было бы приятно, а за что стыдно. Ребёнку так же.
Иногда, достаточно взгляда, чтобы понять, осилит ли сейчас ребёнок серьёзный разговор, или, возможно, его грустный вздох скажет больше. Важно помнить, что вы не любите больше, когда хвалите и не любите меньше, когда критикуете. Это важно доносить в ваших словах и действиях.
Памятка «Как поощрять ребёнка в семье»
- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
- Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
- Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
- Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
- Дарите ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
- Учите своего ребенка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
- Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
- Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
- Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
- Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
- Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
- мать и ценить поощрения родителей.
- Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.
«Колючие», обидчивые, ранимые, дерзкие – это всё о них, о подростках. О тех, кто вступил в трудный переходный возраст. О тех, кто находится на пути от детства к взрослости. О тех, кому сложно понять и принять всё то, что с ними происходит.
Что нужно знать о подростковом возрасте?
Психологи уже давно отмечают тенденцию «омоложения» подросткового возраста. Дети теперь вступают в переходный период гораздо раньше, чем их родители, – в 10-11 лет. Также отмечено «продление» подросткового возраста до 18-19 лет, когда ребёнок достигает совершеннолетия и отделяется от родителей не только психологически, но и материально, финансово.
В границах подросткового возраста выделяют два этапа: младший подростковый возраст (10-12 лет) и старший подростковый возраст (начиная с 13 лет и до завершения переходного периода).
1. В младшем подростковом возрасте ребёнок уже начинает ощущать свою взрослость, у него усиливается потребность в общении со сверстниками, его организм готовится к изменениям.
2. К 13-14 годам гормональная перестройка достигает своего пика. Ребёнок становится раздражительным, обидчивым, у него часто меняется настроение.
3. Переходный период завершается вступлением ребёнка во взрослую жизнь. У юношей и девушек стабилизируется эмоциональное состояние, появляются зрелые, взвешенные решения. Наступает время для полного отделения от родительской семьи.
Сколько продлится подростковый возраст у вашего ребёнка, точно неизвестно. Поскольку, созрев физически, подросток может ещё долгое время оставаться психологически не подготовленным к самостоятельной организации своей жизни.
Почему этот период называется переходным? Потому что в развитии ребёнка совершается переход от детства к взрослости. И главная задача для подростка – осознать себя и отделиться от родителей.
Подростковый возраст – это испытание как для детей, так и для родителей.
Почему сложно детям?
- Они меняются внешне и внутренне. И, порой, им сложно принять эти изменения и контролировать их.
· Хотят быть принятыми в обществе, чувствовать себя значимыми. Вместо этого могут встретить насмешки, агрессию со стороны сверстников или стать жертвой травли.
· Ждут понимания от родителей и принятия всех их особенностей. Вместо этого сталкиваются с тотальным контролем, критикой и запретами.
· Хотят самостоятельности и независимости, но не могут её получить, поскольку ещё не несут полной ответственности за свои поступки.
Почему сложно родителям?
- Не знают, как вести себя с повзрослевшими детьми.
· Привыкли быть авторитетом для своего ребёнка.
· Не готовы отпустить от себя сына или дочь.
Особенности переходного периода
У девочек
Что происходит с девочками в подростковом возрасте:
· ищут себя, свой стиль, экспериментируют с внешностью и одеждой, стремятся привлечь к себе внимание;
· появляется интерес к мальчикам как к объектам противоположного пола, возникает первая влюблённость;
· часто возникают перепады настроения: безудержное веселье сменяется глубокой тоской;
- появляется повышенная тревожность, связанная со школьной успеваемостью, ответами у доски, отношениями с одноклассниками;
· стремятся к самостоятельному разрешению проблем без помощи взрослых.
У мальчиков
Что происходит с мальчиками в подростковом возрасте:
· становятся агрессивными, грубыми, злыми из-за повышенной выработки мужского гормона – тестостерона;
· озабочены своей внешностью,
· стремятся поразить окружающих смелыми поступками, склонны к позёрству;
· нередко демонстрируют протестное поведение: прогуливают уроки, сбегают из дома;
· пробуют алкоголь, сигареты, курительные смеси;
· стремятся принадлежать к «группе», быть её частью.
Ошибки родителей в воспитании
Как мы уже говорили, родителям тоже непросто пережить период взросления их сына или дочери. Поэтому многие, часто неосознанно, своими фразами или действиями разрывают те нити любви и доверия, которые связывают их с ребёнком.
Что не рекомендуется делать родителям подростков:
1. Критиковать и запрещать общение ребёнка с друзьями («Мне не нравится этот твой Вася, он и учится плохо, и одевается неряшливо. Я не хочу, чтобы ты с ним дружил»).
2. Высмеивать внешность и одежду («Ты зачем так накрасилась в школу? Выглядишь как клоун»).
3. Чрезмерно контролировать все сферы жизни ребёнка («Кто тебе сейчас звонил? Ну-ка, быстро покажи мне телефон»).
4. Относиться как к маленькому ребёнку («Тебе ещё рано знать об этом. Вот вырастешь, тогда и поговорим»).
5. Игнорировать переживания подростка («Что ты там опять рыдаешь в спальне? Иди лучше уроки делай»).
6. Сравнивать со сверстниками, одноклассниками, детьми знакомых («А вот Настя из вашего класса на одни пятерки учится и маме по дому помогает, а у тебя на уме только одни мальчики»).
Как правильно вести себя родителям в этот непростой период
Психология подростка такова, что он будет отстаивать своё мнение в любых ситуациях, даже если не прав. Поэтому старайтесь разговаривать с ребёнком в спокойном тоне, не срываясь на крик и обвинения. Выслушайте его точку зрения и вместе с ним найдите подходящий вариант разрешения конфликта.
Позиция родителей важна, нужно понять ребёнка как себя самого в этот период. Задача – незаметно трансформировать отношения в дружеские. Поговорить по душам как друзья – единственно верный путь, и потихоньку искренне рассказывая о своём детстве, вы найдете обоюдный интерес к общению об этом периоде с переходом во взрослую жизнь.
Задача – наладить внутреннюю связь, которую, я думаю, важно сохранить всем родителям:
· Чаще разговаривайте с ребёнком обо всех изменениях, которые с ним происходят. Большинство родителей этого не делают, оставляя подростка один на один с его переживаниями. Затроньте темы первой влюбленности, начала половой жизни, употребления алкоголя и психотропных веществ. Объясните ему, что не всё, что пробуют или советуют попробовать друзья, безопасно и не принесёт вреда.
- Поддерживайте ребёнка в любых начинаниях и увлечениях (кроме тех, которые могут нанести ему вред). Даже если они вам кажутся глупыми и несерьезными. Необязательно их разделять, главное – уважайте выбор ребёнка.
· Относитесь к подростку как к взрослому, пусть даже и не считайте его таковым. Дайте свободу в принятии решений, но пусть не забывает и об ответственности за свои поступки.
· Перейдите из позиции «над» в позицию «рядом». Станьте для него другом, товарищем.
· Ваш ребёнок взрослеет и отдаляется от вас. Не пытайтесь остановить этот процесс запретами и чрезмерным контролем за его жизнью.
· Обратите внимание на то, чем занимается ваш ребёнок в социальных сетях. Не стоит читать его переписку – это дело личное. Но знать, в каких он состоит группах и сообществах и нет ли в них опасности, вы имеете полное право.
· Частые конфликты с ребёнком в большинстве случаев возникают из-за чрезмерного контроля и когда родители слишком активно начинают лезть в его жизнь.
· Если все ваши разговоры с ребёнком сводятся к обсуждению оценок в школе и критике за бардак в комнате и невымытую посуду, вы рискуете потерять доверительные отношения с сыном или дочерью.
· Совместные прогулки, поездки, походы, разговоры по душам помогут наладить отношения с подростком гораздо быстрее, нежели нравоучительные беседы.
· Да, вам могут не нравиться друзья вашего ребёнка. Но критиковать или запрещать общаться с ними – не самый лучший выход из ситуации. Подросток воспримет это как очередное покушение на его независимость и самостоятельность в выборе приятелей.
· Если подростковый возраст вашего ребёнка протекает особенно тяжело, сын или дочь всё больше отдаляется от вас, ходит подавленный и часто плачет – обязательно обратитесь за помощью к психологу! Это могут быть признаки травли в школе, конфликтов со сверстниками, появления у подростка депрессивных и суицидальных мыслей.
Запомните, дорогие родители: подростковый возраст вашего сына или дочери – не навсегда, рано или поздно он закончится. Постарайтесь сохранить хорошие, доверительные отношения с ребёнком, не оттолкните его запретами и осуждением. Подростку очень нужна ваша любовь и поддержка, хотя он всеми силами пытается доказать обратное.
Оробейко В.В., классный руководитель 11 кл.
разгарнуць » / « згарнуць