Об учреждении - Пелищенская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Об учреждении

Цели и задачи на 2024/2025 учебный год:

 

ЦЕЛЬ: создание оптимальных условий, обеспечивающих современное качественное образование в соответствии с запросами участников образовательного процесса и актуальными потребностями общества.

         ЗАДАЧИ:

  1. Повысить результаты учебной деятельности учащихся через:
  • обеспечение доступности и качества образования в соответствии с запросами и способностями учащихся посредством реализации личностно-ориентированного и профильного обучения, эффективной организации допрофильной подготовки, расширения спектра учебных и дополнительных занятий, платных образовательных услуг;
  •     продолжение работы по формированию инклюзивной культуры, совершенствование специальных условий для получения образования учащимся с особенностями психофизического развития;
  •    стимулирование познавательной деятельности и мотивации учащихся;
  •     актуализацию в преподавании учебных предметов составляющих, способствующих формированию у учащихся современных ключевых компетенций;
  •     совершенствование системы выявления, учета, социальной поддержки и работы с одаренными и талантливыми учащимися;
  •     укрепление материальной базы школы современными техническими средствами обучения.
  1. Совершенствовать воспитательное пространство школы через: 
  •     формирование у учащихся компетенций гражданственности и патриотизма;
  •     создание условий для формирования у учащихся любви к малой родине, осознания своей принадлежности к белорусскому народу и заботливого отношения к его духовному, материальному и природному наследию через использование потенциала этнографического музея и уголка боевой славы, вовлечение обучающихся в краеведческую, туристско-экскурсионную деятельность;
  •     создание условий для профессионального самоопределения учащихся, оказание педагогической поддержки учащимся в процессе выбора профессиональной сферы деятельности;
  •     профилактику противоправного поведения и различного рода зависимостей, социального неблагополучия, суицидальных рисков у детей и подростков;
  •     повышение эффективности здоровьесберегающей среды, формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью как личной и общественной ценности, стратегии культуры безопасного поведения;
  •  повышение эффективности деятельности молодёжных общественно-значимых инициатив, ученического самоуправления;формирование лидерских качеств посредством реализации проекта «Школа активного гражданина»;
  • привлечение законных представителей учащихся к совместной разработке и реализации воспитательных мероприятий и проектов.

3. Совершенствовать подходы к организации методического сопровождения профессионального роста педагога через:

  •     актуализацию и углубление знаний педагогов о современных подходах и способах организации учебно-познавательной деятельности учащихся, реализацию воспитательного потенциала учебных занятий;
  •     освоение педагогами способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, проектной деятельности, активных форм обучения на основе принципа практикоориентированности для формирования функциональной грамотности учащихся;
  •     совершенствование методики преподавания учебных предметов, профессиональной компетентности педагогов по использованию современных подходов в работе с одарёнными и высокомотивированными учащимися;
  •     повышение эффективности самоконтроля за обеспечением качества образования, организацию работы по изучению состояния преподавания учебных предметов «Белорусский язык», «Белорусская литература», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «История Беларуси в контексте всемирной истории»;
  •     рост результативности работы методических объединений, внедрение активных форм методической работы, обобщение и распространение эффективных практик, содействие их трансляции в отраслевой печати, конференциях, конкурсах профессионального мастерства;
  •     формирование потребности в непрерывном самообразовании педагогических работников, методическое сопровождение их успешной аттестации.

ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ

     Среди сельских населённых пунктов Каменецкого р-на деревня Пелище издавна по своему культурному развитию занимала одно из ведущих мест. До установления Советской власти существовали очаги культуры того времени: церковь, костёл, начальная школа. Первая школа в д. Пелище существовала при царизме. Здание построено в начале 1900 года. Руководили школой Бугун и Елена Синчило. На кладбище д. Индычи похоронены двое их детей. Обучение велось на русском языке. Когда Западная Беларусь вошла в состав Польши, руководство школой принял Казимир Синкевич. Заменил его Николай Тобака. Обучение велось на польском языке. Накануне 1939 года школа была преобразована в 6-летнюю с двумя годами обучения в 6-м классе. Здание школы находилось на перекрёстке дорог Каменец – Жабинка и Урочище Багрячки – Остров. Это был центр деревни. После окончания такой школы можно было, успешно сдав экзамены, поступить в гимназию. Обучалось в школе около 70 человек.Польское правительство приняло решение создать сеть школ на землях Западной Белоруссии (1000 школ). В 1937 году началось строительство нового здания школы в д. Пелище. Местом строительства была выбрана площадка рядом с костёлом. Этим самым определялось стремление правительства держать народное просвещение под неусыпным надзором религии. Проектировал и строил школу инженер Вальчак, который жил в Каменце. В 1939 году школа вступила в строй под руководством Иосифа Курьяновича.  1 апреля 1940 года, после назначения И.Ю.Курьяновича директором Каменецкой неполной средней школы, Пелищенскую школу возглавил Осташкевич Савелий Моисеевич, который работал и в первые послевоенные годы. Обучалось в школе около 200 учащихся.Великая Отечественная война прервала работу школы. В период оккупации в здании школы размещалась немецкая комендатура. После освобождения территории д. Пелище от немецко-фашистских захватчиков школа снова возобновила работу (1944 год).С 1949 – 50 учебного года школа стала растущей средней. В 1952 – 53 учебном году был первый выпуск в количестве 24 человек. Руководил школой в это время Лобановский Л.В.С 1952 года в Пелищенской школе начали свою педагогическую деятельность после окончания Брестского учительского института Деркач Николай Семёнович и Деркач (Криштавчук) Нина Александровна, учителем географии работал Грудовик Николай Семёнович.В 1956 году руководство школой принял Рыжковский Михаил Матвеевичè, занимавший эту должность до 1961 года; до ухода на пенсию в ноябре 1981 года он проработал учителем химии. Вместе с ним работали:учительница русского языка и литературы Иванова В.М.;учитель физкультуры Луковкин И.В.;учительница географии Гришина Р.В.;учительница русского языка и литературы Ярославцева Л.Ф.;учительница биологии и химии, завуч школы Васильева З.А.;учительница начальных классов Кононович Н.И.;учительница истории Решетникова З.В.;учительница математики Рыжковская О.А.С 1953 по 1974 год школу окончило 731 человек. Из них 3 человека с золотой медалью, 10 человек – с серебряной медалью.С 1961 года школу возглавляла Ляшук Ольга Ивановна.В это время в школе создалась стройная система трудового, эстетического и нравственного воспитания. Школа располагала достаточной базой для трудового обучения: пришкольный участок составлял 2,5 га, имелась теплица, а также база для выращивания кроликов. Организацию трудового обучения возглавила биолог школы Будько (Осипова) Анна Васильевна.В первые годы существования средней школы учителями-энтузиастами начали создаваться учебные кабинеты. Первым в школе появился кабинет физикиç, организатором его был Деркач Николай Семёнович.Позже был организован кабинет химии и технических средств.Появление учебных кабинетов способствовало улучшению качества преподавания и знаний учащихся.С 1968 года была создана ученическая производственная бригада на базе колхоза «40 лет Октября» в целях обеспечения политехнического, трудового воспитания школьников и подготовки их к практической деятельности в сельскохозяйственном производстве. Свою работу бригада проводила на полях колхозов «40 лет Октября» и в Каменецком лесничестве.В школе был накоплен опыт интересной внеклассной работы: музыкальные, танцевальные, хоровые кружки, праздники песни. Возглавлял эту работу учитель пения Клочко Владимир Данилович. Много традиций сложилось в школе в те годы: праздники первого и последнего звонка, торжественные пионерские линейки, смотры строя и песни, встречи с ветеранами войны и труда, спортивные праздники, военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок». Среди интересных событий в истории школы были встречи с делегациями социалистических стран. çКоличество учащихся в школе с каждым годом росло. Занятия проводились в 3 смены. Классные комнаты не соответствовали размерам. Возникла острая необходимость в строительстве нового здания школы.Инициатором строительства была директор школы Ляшук Ольга Ивановна. Местом строительства стала площадка рядом с посёлком. Финансирование строительства взяло на себя Ровенское управление нефтетрубопроводов «Дружба». Строительство началось в 1971 году и вело его СУ-15 г. Бреста. Первый кирпич заложил ученик школы Гомзюк Иван.5 декабря 1974 года состоялось торжественное открытие новой школы.Ещё в начале 1973 года в школе был создан штаб красных следопытов, который занялся организацией поисковой работы, связанной с событиями при освобождении д. Пелище от немецко-фашистских захватчиков в июле 1944 года. Учащиеся Анатолий, Леонид Осипуки и Виктор Гаврилюк нашли место гибели и захоронения воинов-танкистов. Красные следопыты выяснили фамилии погибших.28 апреля 1973 года состоялось перезахоронение останков танкистов. è На перезахоронении присутствовал приглашённый следопытами Герой Советского Союза Вениамин Борисович Миронов, заместитель командира бывшей 19-й механизированной бригады 1-го механизированного корпуса Белорусского фронта.Далее поиск продолжался. Начался целенаправленный сбор материала для музея боевой славы.Конституция СССР 1977 года законодательно закрепила необходимость осуществления всеобщего образования. Школа проводила большую работу по созданию условий для осуществления всеобщего среднего образования. В то время школу посещали учащиеся из 14 деревень Каменецкого и Жабинковского районов: Пелище, Стрели, Индычи, Щербово, Подбродяны, Седруж, Сосны, Якубовичи, Подлесье, Богдюки, Конотопы, Грабовцы, Житинь, Орепичи. Организовывался подвоз учащихся из отдалённых населённых пунктов, горячее питание, группы продлённого дня, группа подготовительного класса.С 1974 года в школе работало 7 групп продлённого дня, которыми было охвачено около 200 учащихся.

  1978 г. 1979 г. 1980 г. 1981 г. 1982 г.
общее кол-во учащихся 528 531 516 531 521
кол-во выпускников 10-х кл. 45 44 46 52 50
поступили в ПТУ 1 8 2 4 13
поступили в училища 18 15 22 19 21
в ССПТУ 3 9 8 2 7
в техникумы 1 1 1 - 4

 С первых дней существования новой школы началась организация кабинетной системы обучения. Широко использовались технические средства обучения в кабинетах (5 телевизоров, графопроекторы, 5 диапроекторов, 5 кинопроекторов, эпипроекторы, 3 магнитофона, 5 электрофонов, радиоузел). В школе были созданы теплица, пришкольный учебно-опытный участок, спортзал, спортивная площадка.В 1978 году школу возглавил Дымар Владимир Александрович. Под его руководством в 1979 году на базе Пелищенской средней школы был организован лагерь труда и отдыха для учащихся 9-х классов, в которых тогда насчитывалось 49 учащихся. Работа лагеря создавала неудобства для подвоза учащихся к месту работы, так как лагерь располагался в помещении школы.Перед правлением колхоза «40 лет Октября» был поставлен вопрос о строительстве стационарного лагеря труда и отдыха «Ровесник».Комсомольское собрание членов лагеря «Ровесник» Пелищенской средней школы совместно с учащимися СШ №19 г. Бреста вписало ещё одну страницу в историю лагеря. Решением собрания от 3 июня 1982 года в коллектив лагеря были приняты воины – освободители д. Пелище: младший лейтенант Волгин Михаил Александрович, сержант Левин Иван Илларионович, сержант Рябушко Николай Романович, лейтенант Добрынин Александр Миронович.В 1981 году получили распространение УПК (учебно-производственные комбинаты). Учащиеся 9 – 10-х классов обучались по следующим специальностям: шофёры, трактористы, швеи, строители, электрики, продавцы.За первые годы существования УПК обучались и получили профессии: 

  1980 – 1981 1981 – 1982 1982 – 1983
шофёры 10 12 30
трактористы 9 14 35
швеи 17 13 27
строители - 12 23
электрики - - 6
продавцы - - 9

 Красными следопытами школы в результате поисковой работы был собран большой материал, и в мае 1981 года был открыт музей боевой и трудовой славы. В музее содержался материал о деятельности КПЗБ, о воинах-танкистах, освобождавших д.Пелище от немецко-фашистских захватчиков, о партизанском движении в районе в годы ВОв, об Иосифе Юлиановиче Курьяновиче, первом депутате Верховного Совета БССР, основателе Пелищенской школы.В 1980 году директором стал Дымар Виктор Петрович.В 1982 – 1983 учебном году в школе было 18 классо-комплектов. Всего обучалось 430 человек. 210 учащихся были охвачены группами продлённого дня. Умело организовывали работу групп такие воспитатели, как Китай Нина Александровна, Рапинчук Лидия Михайловна. Работа в группах строилась по плану, где каждый день посвящён определённому виду занятий. Например, в понедельник в группах велась работа с периодической печатью, во вторник – работа с книгой, в среду – техническое творчество, четверг – день экскурсий, пятница – просмотр кинофильмов и телепередач. Интересно организовывалась работа с природным материалом в группе 5 класса, где воспитатель – Рапинчук Л.М.В стройную систему привела воспитательную работу в группе 3 класса Китай Нина Александровна.ì В группе проводилась игра-путешествие «Октябрята по стране Октября».В это время в школе работали 35 учителей. Из них 26 имели высшее образование, остальные – среднее специальное. Среди них заслуженная учительница школ БССР Сидорович Нина Константиновна,отличники народногопросвещения Будько Елена Алексеевна, Сорочук Галина Григорьевна, Осипова Анна ВасильевнаВ 1980-е гг. в школе появилось много новых традиций. Это проведение смотров-конкурсов политической песни и плаката, строя и песни; конкурс на лучшую композицию из природного материала по определённой тематике; чествование памяти воинов-танкистов, погибших при освобождении д. Пелище; шефство над ближайшими детскими садами; шефство над ветеранами ВОв и труда и семьями погибших.По итогам социалистического соревнования школ района в 11 пятилетке коллектив учителей занял 2-ое место.Среди разнообразных форм работы школы по трудовому обучению и воспитанию особое место занимала работа производственной бригады ç, руководителем которой являлась Петручик М.И. Силами учащихся Пелищенской школы, членов производственной бригады в 1982 году были проведены следующие работы:- прополка сахарной и кормовой свёклы – 67 га;- посадка брюквы – 2,4 га;- уборка сена – 4 тонны;- уборка яблок – 24 тонны.В результате работы бригады был внедрён в производство колхоза «40 лет Октября» сорт сахарной свеклы «Ганусовский гибрид 8» по результатам опыта «Сортоизучение сахарной свеклы», проводимого 3 года; 3 года в июне работало животноводческое звено; в колхозе было выполнено работ на сумму 223 132 руб. 14 коп.По итогам аттестации было присвоено звание «Старший учитель»Деркачу Н.С. – учителю математики,Кравцовой Н.Г. – учителю иностранного языка.Петручик М.И. награждена Почётной грамотой Министерства просвещения БССР.В 1985 году школу возглавил Грицук Виктор Николаевич. Педагогический коллектив школы на то время насчитывал 33 учителя, из них 27 имели высшее образование, 5 – среднее специальное, 1 – незаконченное высшее.В школе работали учителя, имеющие высокие правительственные награды:Савчук А.И. награждена орденом «Знак Почёта».Сидорович Н.К. – заслуженный учитель БССР.Юрасик М.П. удостоен звания «Отличник просвещения БССР».Петручик М.И. – «учитель-методист».Кравцова Н.Г., Юркова А.П., Тимчук Р.И., Клочко В.Д., Сорочук Г.Г., Будько Е.А. – удостоены звания «Старший учитель».В начале 1990-х гг. в школе работало много кружков: танцевальный, драматический, «Умелые руки», фотокружок, «Сувенир», юннатов, фольклорно-этнографический, а также «Чабарок», переплётный кружок, польского языка, секция ОТП, пешеходного туризма, Клуб выходного дня «Эврика» и другие.Продолжала свою деятельность производственная бригада, возглавляемая Юрасиком М.П.Начал свою работу кабинет информатики под руководством Л.С. Грицук.

В 1988 году в школе Кузнец З.Н., учителем белорусского языка и литературы, был открыт этнографический музей. 

Материалы собраны учащимися школы. В экспозициях музея – вышивки, ткачество, изделия из лозы, народная одежда, виды старинной обуви и т.д.

В 1995 г. школу возглавила Людмила Ивановна Алексина. Были созданы все условия для успешной деятельности педагогов и учащихся. В 2006 году прошёл капитальный ремонт, в результате которого школа приобрела современный вид, стала уютной и комфортной. В 2008 году открыт кабинет технических средств обучения.В школе с энтузиазмом трудится 31 педагог, 14 из них – её выпускники. Обслуживающий персонал насчитывает 21 человека (10 – выпускники школы). Количество учащихся по состоянию на сентябрь 2010 года: 223. Функционируют 30 факультативов и 12 кружков, с помощью которых школьники всесторонне развиваются.Эстетику в детях воспитывает участие в проекте «Школьный двор». Результат этого – 2 место среди средних школ в районном конкурсе по благоустройству территории «Пусть красотой наполнится Земля» (2008 г.).Об успешной деятельности школы свидетельствует тот факт, что накануне своего 70-летия она стала победителем второго областного конкурса-презентации «Школа агрогородка – школа эффективного руководства и позитивных перемен».     В 2014 году директором школы стал Онуфриюк Вячеслав Викторович.



Традиции школы

 
За годы существования Пелищенской средней школы в ней сложилось много традиций. Перечислим некоторые из них: 

1) праздники Первого и Последнего звонка;

  2) торжественные пионерские линейки; 

 3) спортивные праздники, такие как День туризма (проводится в конце сентября, посвящён Международному Дню туризма), «Папа, мама, я – спортивная семья» (проводится 15 мая, посвящён Дню семьи), День здоровья (приурочен к концу учебного года); 

 4) «Вахта памяти» (неделя мероприятий, посвящённых Дню Победы);  

5) шефство над ветеранами ВОв (помощь учащихся ветеранам, поздравление их с Днём Победы, Днём защитников Отечества, Днём пожилых людей)

 6) встреча рассвета выпускниками школы у памятника-танка, расположенного в центре деревни; 

7) празднование Масленицы (проводы зимы); 

8) работа школьного Совета самоуправления (старшеклассники-активисты обсуждают наиболее актуальные проблемы школьной жизни, проводят интересные мероприятия);
9) посещение учащимися каждого класса мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»;  

10) День дублёра (праздник, проводящийся ежегодно в День учителя школьным Советом самоуправления; в этот день учащиеся выступают в роли учителей, точнее, дублируют их)

 11) Недели наук (ежегодно каждому школьному предмету посвящается 1 неделя, когда проводятся разнообразные мероприятия, повышающие интерес учащихся к этому предмету);

 12) присвоение звания «Лучший класс» по итогам четверти (в конкурсе учитывается успеваемость, посещение общешкольных мероприятий, посещаемость занятий, дежурство и др.);

 13) «Книга рекордов», куда заносятся достижения учащихся школы (победы в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях и других конкурсах районного и областного масштаба).


14) вечер встречи с выпускниками