Игра с песком – это естественная и доступная для ребенка с ОПФР форма деятельности. Ребенок не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей.
Перенос педагогических занятий в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
- Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое.
- Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
- В- третьих, в играх с пеком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, мышление), а также речь и моторика.
- В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков и сюжетно-ролевой игры.
- В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми с особенностями психофизического развития.
Организация игр-занятий с песком
1. Ориентировочный этап.
Взрослый знакомит детей с игрушкой-посредником – это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице, так как через эту игрушку взрослый объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Необходимо следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке. Взрослый сначала показывает в песке все движения, затем ребенок их повторяет, если самостоятельно сделать невозможно, выполняет вместе со взрослым – «рука в руке».
2. Игра с Песочной феей.
Песочная фея приглашает детей в гости, в песочницу. Можно придумать ритуал приветствия. Дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице. Фея предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия заканчиваются ритуалом прощания. Для детей обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.
3. Правила поведения в песочнице.
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
После игры в песке надо помыть ручки.
Для закрепления правил поведения в песочнице нужно использовать символические изображения.
Варианты игр-упражнений с песком:
Упражнение «Здравствуй, песок!» (снятие психофизического напряжения). От имени феи по-разному поздороваться с песком:
-дотрагиваясь поочередно пальцами одной, потом другой руки;
- сжимаем кулачки с песком, потом высыпаем;
- дотрагиваемся внутренней, потом тыльной стороной ладони;
-перетираем песок между пальцами.
Упражнение «Песочный дождь» (регуляция мышечного напряжения). Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец.
Упражнение «Песочный ветер» (учить управлять вдохом- выдохом). Дети дышат через трубочку, выдувая углубления. Ребенок при выдохе дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Упражнение «Необыкновенные следы» (развитие тактильной чувствительности).
- «идут медвежата» - ребенок надавливает кулачками на песок.
- «прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяет по поверхности песка.
- «ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.
Постройте из песка высокую гору, посыпьте ее верх мукой, чтобы было похоже на снег. Потрогайте, обратите внимание на разницу в ощущениях.
Рисуйте различные узоры на песке граблями, пальцами, кисточкой.
Напишите на песке имена.
«Пеките» пирожки из песка, используйте подносы, деревянные ложки, воду, игрушечную духовку, муку, кастрюли, сковородки и т.д.
Доски, сиденья, пластиковые трубки, коробки, ведра, лопатки, машинки, тележки, палочки, ветки, бумага, солома, чистые пластиковые трубы помогут заинтересовать ребенка.
Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров», сближают родителей и детей.
раскрыть » / « свернуть